?

Log in

No account? Create an account
Цикл: "Дама в голубом" - 02 - Все оттенки синего — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Все оттенки синего

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Цикл: "Дама в голубом" - 02 [Mar. 13th, 2006|02:28 am]
Все оттенки синего

colors_blue

[mirandalina]
[Tags|, ]

Сегодняшний наш рассказ - о картинах Поля Сезанна "Сидящая женщина в голубом" (холст, масло, 88,5х72 см) и "Мадам Сезанн в голубом" (холст, масло, 73,6x61 см).


Широко известны высказывания П.Сезанна относительно техники, которой пользуется импрессионист (точнее, постимпрессионист) для создания своих произведений (прежде всего - пейзажей): "Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса - и все в перспективном сокращении, то есть каждая сторона предмета, плана должна быть направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают протяженность... Линии, перпендикулярные этому горизонту, дают глубину. А поскольку в природе мы, люди, воспринимаем больше глубину, чем поверхность, то необходимо вводить в колебания света, передаваемые красными и желтыми тонами, достаточное количество голубых, чтобы почувствовать воздух". "Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки". В одной и той же картине Сезанн мог использовать приемы прямой и обратной перспективы, добиваясь большего впечатления на зрителя. Поверхность холста не должна быть плоской, изображенные предметы и люди должны быть живыми, находиться в движении, считал он. Некоторые картины Сезанн писал по нескольку лет.

В картине "Сидящая женщина в голубом" использовано "фирменное" сезанновское сочетание тонов - сизо-голубого и оранжево-желтого. Стол, нарисованный в обратной перспективе, придает композиции монументальность. Женщина выглядит уставшей и немного настороженной, наклон головы может говорить о ее заинтересованности, ее руки лежат спокойно и отрешенно. Несмотря на специфическую манеру письма, портрет вызывает ощущение законченности и даже совершенства. Сразу видна рука Мастера. В портрете обращают на себя внимание лицо и особенно глаза женщины, выражение которых передано всего лишь несколькими мазками. За нарочитой простотой скрывается глубина.

То же впечатление - скрытого драматизма - охватывает зрителя, когда тот созерцает другую картину - портрет "Мадам Сезанн в голубом". Свою жену Мари-Ортанс Фике Поль Сезанн писал 44 раза. Но именно этот портрет считается одной из вершин его творчества. На первый взгляд, перед нами невзрачная, простая женщина в каком-то бесформенном наряде. Пропорции фигуры несколько нарушены, голова скошена куда-то вбок, плечи слишком широки, вторичные половые признаки "опущены". И лишь выражение ее лица как будто выдает затаенную скорбь, что может объясняться либо мироощущением самого художника, либо семейными разногласиями, которые имели место в тот период, когда был написан этот портрет (1888-1890 гг.). До знакомства с Сезанном Мари-Ортанс, по выражению английского исследователя Джека Линдсея, была "крупной хорошенькой девицей, брюнеткой с большими темными глазами, которые контрастировали с ее довольно грубой кожей. Она казалась живой, легко возбудимой и переменчивой болтушкой, поверхностно интересовавшейся людьми и разными вещами, но не блиставшей интеллектом и не чувствовавшей искусства". Как считает Линдсей, этим легким отношением к жизни она и привлекла Сезанна. (Союз великих людей и простых, домовитых женщин вообще нередкое явление: очевидно, творческому человеку необходимо в домашнем кругу отдыхать от своего напряженного образа жизни). Благодаря Мари-Ортанс Поль до некоторой степени избавился от своего страха перед женщинами. Однако все же бо́льшую часть времени Сезанн проводил в одиночестве - сначала по причине протеста отца Поля против брака с простой натурщицей, затем по собственной инициативе. Между ним и его женой всегда оставался некий барьер, недопонимание...

Сейчас картина "Сидящая женщина в голубом" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), а портрет мадам Сезанн - в Музее изящных искусств в Хьюстоне (США).

linkReply